Добро пожаловать на страницу клуба ролевых игр Ородруин.
| В начало | Новости | Информация | Мемуары | Статьи | Башня Очисти | Перекресток | Разговоры |

 
Сага о кабаках

Предварение.
Идея написать этот материал возникла у меня сразу после игры "Арабский восток-2000", куда довелось поехать чайханой в город Хорезм. Но окончательно замысел созрел после Зиланткона-2000, где, несмотря на то, что на семинар по данной теме попасть не удалось, разговоры с народом, возившим на игры кабаки, показали необходимость некоей компиляции накопленного опыта, дабы те добрые души, кто решаются на нелегкий кабацкий труд в первый раз, ломали себе поменьше рогов. С этой целью был написан первый вариант этого текста, который в процессе длительного обсуждения оброс подробностями и стал тем, что вы сейчас читаете. Разумеется, мы отдаем себе отчет, что каждый делает свой кабак по своему, а потому постарались рассмотреть здесь наиболее общие "грабли", специально для тех, кто берется за это нелегкое дело впервые.

…А что не съем, то закусаю…
Итак, вы выбрали игру, отловили мастера и рассказали о своих грандиозных планах на поприще общепита. Тот на вас странно посмотрел и дал добро - почему странно, вы поймете вечером первого дня игры… Сейчас же неплохо подумать о том, сколько человек вы сможете обеспечить едой - мастера обязательно с вас это спросят, им надо готовить смету. Вообще с мастерами нужно поговорить обстоятельно и серьезно - много интересного можно для себя почерпнуть. Например, обязательно поинтересуйтесь правилами по экономике - от этого напрямую зависит количество клиентов. В частности, самый тяжелый для вас вариант, когда народ питается ТОЛЬКО в кабаке ПО ЖИЗНИ. В этом случае вся тяжесть общепита ляжет на ваши плечи - готовьтесь.
Понятно, что весь полигон кормить в любом случае не придется - даже если мастера обещают, что именно ваш кабак накормит всех, большинство игроков приедут со своими продуктами - просто, чтобы никуда не ходить и игровые деньги зря не тратить. Даже если правила обязывают их питаться только в кабаке, игроки ВСЕ РАВНО ПРИВОЛОКУТ СВОЮ ЕДУ - хоть расстреливай за это - проверено!
Но это ни в коей мере не значит, что народу будет мало - ничего подобного! Даже если ваш кабак не единственный на полигоне - вы же хотите, чтобы он был лучшим? Тогда готовьтесь к толпам, и здесь логично будет прикинуть число обкормленных из расчета собственных ресурсов (костров, котлов, обслуживающего персонала и т.д.) - это приблизительно, конечно, но даже если вы ошибетесь порций на 10 в цикл - все равно, кроме вас, никто этого не заметит.

Расчет тут простой, все зависит от размеров кабацкого зала и емкости посуды, которую вы с собой привезете (везти придется именно вам, мастера, конечно, могут пообещать посодействовать, но кроме вас у них дел по горло, а что вы будете делать, если они забудут котел?).
Можно организовывать питание тремя способами: непрерывно, циклично и смешанно.
При первом способе вы кормите народ постоянно макаронами быстрого приготовления, чаем и вообще всем, что легко сделать из воды и некоей сухой массы. Он хорош тем, что любой игрок, зашедший к вам гарантированно получит свой паёк, хотя качество его остаётся за кадром…
Второй способ более трудоемок, зато если приготовляемую вами еду можно есть, вы получите заслуженное одобрение всего полигона. Нужно ли вам это - другой вопрос, ведь следом за партией обкормленных в одном цикле сразу приползет раз в 10 больше народа в другом (на наш взгляд, именно это и является целью, а потому заранее готовьтесь к тому, что работать придется…)

Третий способ - это совмещение первых двух. Вы готовите воду в двух котлах, в одном делаете еду, а из второго разливаете чай и макароны в пакетиках J.
Он наиболее оптимален с точки зрения полноценного питания (вас в том числе - игроки то у себя поедят), но более трудоемок по сравнению с первым.
Количество ингредиентов, необходимых для накормления всех страждущих рассчитывается довольно просто, исходя из одной порции. Например, если у вас в кабаке 10 мест и вы имеете два котла по 5 л., то несмотря на то, что по котлам одновременно можно накормить 20 чел (стандартная порция примерно 250 г. еды и 250 мл чая), больше 10 вы не обслужите, разве что у вас "Макдональдс".
Целесообразно везти котлы разного объема - на чай/кофе (т.е. постоянно горячую воду) 10 литров, на еду 2 (а лучше 3-4) по 7, например. Также хорошо разнообразить меню. Т.е. одновременно предлагать, например, суп, овощное рагу, 2-3 вида бутербродов (сладких и не очень), а также пряники и чайности всякие. Не надо забывать, что некоторые заходят в кабак иногда не за едой, а чайку (пива) попить с бутербродом, например, да о жизни поболтать.
При таком раскладе количество посетителей трактира увеличивается в 2-3 раза.
Рассчитывайте, что меньше чем на 30 мин (расчет, конечно, сильно усреднен) у вас клиент не зависнет, ведь, кроме как поесть, он еще и потрепаться зашел.
Итак если вы работаете с 9.30 утра до 9.30 вечера (раньше народ всё равно спит после вчерашней бурной ночи, а позже смысл работать пропадает, так как уже темнеет и ничего не видно), то при полном и непрерывном загрузе кабака с залом на 10 человек вам потребуется обеспечить 10 мест*0,5 часа *12 часов =60 голодных. В общем, не так уж много, рассчитывайте с запасом, ртов этак на 100. Если нужно больше - увеличьте объем зала (на самом деле мест должно быть где-то на 15-25 гостей). Теперь проверьте, хватит ли вам котлов. Вот и весь расчет, за исключением того, что при любой экономической системе к концу игры деньги девальвируются, инфляция неизбежна и придется либо цены в кабаке поднять, либо продукты на день рассчитывать с увеличением (например, для двухдневной игры 30%/70% или 40%/60%). Главное, чтобы продуктов хватило, и здесь начинается второй вопрос:

Мастера и пирожки.
Пора определить что на полигон потащим мы, а что мастера. Что? Вы уже с ними поговорили? У них есть машина и они все привезут сами? Не верьте!!! Обязательно что-нибудь, да случится. Нет, рис, гречку, хлеб, пиво и тушенку они конечно доставят, но вот масло, сахар, лук, варенье вашей бабушки, соль, специи и еще сотню мелочей обязательно забудут. Поэтому рассчитайте минимум продуктов и везите их сами, а все остальное пусть подгоняют мастера. Кстати, не забудьте спросить, будет ли машина на полигоне, если что, можно будет сгонять до ближайшего села и докупиться…
Мастера могут предложить вам сразу забрать все продукты, или по частям - несколько раз в день. Оба способа имеют свои преимущества и недостатки: если вы заберете все сразу - вам не придется мотаться за продуктами каждые несколько часов (т.е. кто-то у вас будет отсутствовать, а если кабак от мастерятника далеко - придется побегать), а если будете брать по частям - снимается проблема расчета продуктов - вы их просто получаете, перекладывая часть проблем с математикой на мастеров и выбирая только те продукты, какие вам нравятся…
Во время игры приготовьтесь, что мастера будут у вас часть денег отбирать - это понятно и логично, а также могут предложить выкупать продукты за игровые деньги - тоже не страшно, их потом можно будет мешками считать. Вам они все равно не нужны, разве что какого-нибудь барахла у торговцев закупить.
Обязательно до игры обсудите с мастерами ориентировочные цены. Придерживаться их необязательно, в процессе можно торговаться - но не слишком злобно, а то клиенты будут обижаться. Рассчитывайте так, чтобы человек с 1 монетой тоже мог что-нибудь получить.
Кстати, игроки могут привезти на полигон и свои деньги. Брать их или нет - решайте (вам знаком термин "Инфляция"? - у команды может быть ОЧЕНЬ много этих денег). Просто будьте готовы к этому и к тому, что мастера у вас их не возьмут. Это может стать для вас очень приятным сюрпризом... J

Мы строили, строили и наконец…
Каждая команда видит свой кабак по-своему. Поэтому тут буквально несколько советов: Вообще говоря, имеет смысл, до игры нарисовать примерный план кабака - здорово пригодится, когда вы начнете прикидывать время на строяк. Конечно, на полигоне все изменится, но вы, по крайней мере, сможете представить себе, сколько вам потребуется места, чтобы развернуться с комфортом и сколько нужно народа (и времени), чтобы все это великолепие соорудить. Главное здесь, определить место для готовых бутербродов - если вы решите складировать их на единственном бревнышке для сидения, это будет большим (но вряд ли приятным) сюрпризом для окружающих.
Мастера могут пообещать отстроить все силами приезжающих - не верьте, но им не говорите. Дадут работников - славно, нет - рассчитывайте на себя, у всех своих дел по горло.
Можно попробовать заранее договорится с уже заехавшими на полигон игроками о помощи. В обмен, например, на возможность один (или не один) раз бесплатно пообедать.
Когда будете ставиться, определитесь, будет народ у вас сидеть или стоять. Сидеть - будут зависать подолгу, стоять - будут чаще меняться, обеспечивая выручку, да и строить меньше. Разумеется, никто не мешает выстроить и то и другое - и угодить практически всем (это действительно оптимальный вариант, ведь на полигоне могут оказаться дети…)
Главное в кабаке - сделать так, чтобы поменьше народа одновременно орали "Трактирщик! Жрать!". Если поставить стойку на манер салуна, народ будет интеллигентно стоять в очереди болтая и перестреливаясь, вместо того, чтобы, без толку занимая место в зале, приставать к пробегающей служанке с вопросами "А мне когда?"

Набираем команду.
Это, пожалуй, самый важный вопрос в кабацкой затее. При подборе людей в кабак помните что: вам нужны люди, которые согласны работать 24 часа в сутки (читали вверху про график работы - не верьте!), не имеют ярко выраженных личных амбиций (очень радостно бывает, когда человек на раздаче, если на него наехали из зала, обидевшись, покидает рабочее место часа на четыре в самый наплыв клиентов!), понимают, что поиграть им не удастся (всех об этом предупредите!!!), а вот проблем будет тьма.
Самое главное - предупредить людей заранее о всех прелестях кабацкой жизни... Дайте им, например, почитать эту статью J
Вся команда четко должна знать, кто лидер. Надо комментировать?
Всего в кабаке на игре с народом около 100-300 ртов должно работать где-то 10 человек обслуги. Больше 300 - 12-14. Это, конечно, если вы не мазохисты, работать-то можно и втроем, только что с вами к концу игры будет…
Расчет здесь вот какой: делаются две смены - вы же не хотите пахать постоянно? В смене 5 человек: начальник смены (он же главный трепач, он же кабатчик); раздатчик - тот, кто тащит порции от котлов до стойки и забирает посуду; шеф-повар - тот, кто из ингредиентов делает еду и раскладывает по порциям; дровосек - тот, кто в это время бегает по лесу в поисках сухих дров и попутно таскает воду, и козел отпущения, который моет использованную посуду. При наличии 2 костров нужен еще костровой. Дрова за небольшую (при вашей то выручке) плату могут приволочь и нарубить клиенты, но так бывает не всегда и не стоит надеяться только на них.
Роли время от времени, естественно, меняются, и лучше заранее определиться, когда. Можно, например, устроить скользящий график…
Вторая смена в это время делает что угодно, только не маячит в кабаке - ребята должны хорошо отдохнуть, когда сменят нас.
Прикиньте, сколько у вас мужчин - для строяка, поддержания костра, воды и прочих прелестей жизни их потребуется не менее 5-ти штук (смены-то 2). Что? Их получилось меньше? Пересчитайте еще. Все еще меньше? Бросайте эту затею!
При подборе кабацкой команды постарайтесь набирать народ так, чтобы на игре поменьше загружать психоотстойник - там тоже люди живут…

Мастера тоже люди....
Практически на каждой игре есть мастера, техи, региональщики и прочие. Однако, если внимательно присмотреться, легко обнаружить, что они тоже люди, и, как это ни странно, тоже хотят иногда (хотя бы раз в день) поесть. Поэтому даже если они сопротивляются (с ними это иногда бывает) объявите, что вы готовы их кормить и всегда на это рассчитывайте. Оптимальным было бы договориться с мастерами игры (вернее с мастером экономики) о том, что за каким-то количеством мастеров закреплен тот или иной кабак. Т.е. в кабаке должны кормить, например, 2 раза в день этих самых мастеров, причем без всякой очереди и в любое время. С точки зрения экономики это решается или дополнительным количеством продуктов, или списыванием определенной денежной массы, или как-то еще. В кабаке, соответственно, или готовят отдельно еду, и она ждет жаждущих, или кормят мастеров тем, что имеется по мере появления. Хотя вариант с отдельно приготовленной едой (или отложенной на неопределенный срок) предпочтительнее. Так как в кабаке тоже различные ситуации могут возникнуть.

Ням-Ням-Ням!
Похоже, основные вопросы мы разобрали.
Понятно, что у массы народа, читающего эти строки, возникнет куча дополнений и замечаний, а то и споров. Поэтому любые вопросы, связанные с темой данной статьи, мы рады получить по адресам: bodhij@mail.ru (Бодхи), irian@mailru.com (Фродо). Искренне ваши,

Бодхи, Фродо.


 
Copyright © "Очисть"

Hosted by uCoz